Главная > Добро и зло > Книги >  Добро и зло: выбор длиною в жизнь

 

 

ДОБРО И ЗЛО: ВЫБОР ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ

 

Новиков Ю.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие

 

Глава 1. Авторитеты и стереотипы

 

  • Всегда ли книга — источник истинных знаний?
  • Можно ли слепо верить учителям?
  • Стереотипы — иллюзорная действительность
  • Разновидности стереотипов и их особенности

 

Глава 2. Древнеарийское учение о добре и зле

 

  • Что мы знаем о древнеарийском учении?
  • Сущность добра и зла
  • Место и роль человека в мире
  • Эры развития мира
  • Троичность мира и три основные силы зла
  • Благие Творения и их осквернение

 

Глава 3. Граница между добром и злом

 

  • Где искать границу, и есть ли она?
  • Об «относительности» добра и зла
  • Можно ли делить мир на добро и зло?
  • «По ту сторону добра и зла»

 

Глава 4. Приёмы и методы зла

 

  • Стратегия и тактика сил зла
  • Разнообразие способов разрушения мира
  • Методы сталкивания людей
  • Образы кумиров и врагов

 

Глава 5. Необходимо ли зло?

 

  • Доводы о «необходимости» зла
  • Неизбежны ли страх и насилие?
  • Может ли ложь быть во благо?
  • Нужна ли гордыня?

 

Глава 6. Абсолютные ценности: истинные и мнимые

 

  • Достоинства и цели человека
  • Что можно считать истинной ценностью?
  • Методы оценки ценностей
  • Интересы людей и их борьба

 

Глава 7. Как относиться к миру?

 

  • Любить или ненавидеть мир?
  • Приспосабливать мир или приспосабливаться самому?
  • Методы борьбы со злом
  • Что такое хорошие манеры?

 

Глава 8. Свобода и самоограничение

 

  • Между свободой и предопределенностью
  • Свобода — от чего и во имя чего?
  • Связь свободы с добром и злом
  • Свобода и объединения людей

 

Глава 9. Здоровье и питание

 

  • Сущность болезней и их лечения
  • Мифы современной медицины
  • Саморегуляция организма — основа здоровья
  • Питание и предрассудки

 

Глава 10. Выбор и культура

 

  • Чему и как учить человека?
  • Подготовка к осознанному выбору
  • Искусство и действительность
  • Свобода и ответственность художника

 

Послесловие

Литература

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

 

Добро и зло — извечный выбор,

важнейший выбор человека,

Судьбы его первопричина

и смысл его земного века.

 

          Есть один вопрос, который интересует всех, важность которого рано или поздно становится ясной каждому, но обсуждать который не принято. Не принято — и все тут. Даже в наше время, когда, казалось бы, никаких запретных тем не осталось, когда все совершенно свободно говорят о самом сокровенном, самом интимном и личном. Речь идет о таком простом и «детском» вопросе, как «Что такое хорошо и что такое плохо?» или в другой формулировке «Что есть добро, и что есть зло?» Помните, как у В. Маяковского:

 

Крошка сын

                                к отцу пришел,

и спросила кроха:

— Что такое

                               хорошо

и что такое

                                плохо?

 

            Разные люди уклоняются от обсуждения этого вопроса по различным причинам. Одни считают, что здесь настолько все ясно и прозрачно, что и говорить не о чем. Другие наоборот полагают, что вопрос этот чрезвычайно сложен, ответить на него никому не под силу, поэтому лучше его не трогать. Третьи уверены, что в данном случае нет даже никакого предмета для обсуждения, так как сама постановка вопроса в столь общей и неконкретной форме не имеет смысла. Четвертые не считают себя вправе касаться этой проблемы, думая, что это удел избранных, посвятивших этому всю жизнь и изучивших все существующие труды на эту тему. Пятые во всем полагаются на свою безошибочную интуицию, которая без всяких доводов разума подскажет им, как относиться к тому или иному событию или явлению. Шестые... Словом, доводов приводится очень много.

            Некоторые люди хоть и редко, но все же рискуют обсудить вопрос о добре и зле среди самых близких родственников и друзей, от которых не ждут обидных насмешек и обвинений в наивности. Бывает и так, что отдельные смельчаки даже высказывают свое мнение широкой аудитории, правда, обычно это случается с довольно авторитетными людьми, прямо возражать которым мало кто решится, даже если не во всем с ними согласен. То есть никакого обсуждения опять же не получается.

            Но проблема-то остается. Но решить-то ее хочется, чтобы раз и навсегда понять, как поступать можно и нужно, а как нельзя ни при каких обстоятельствах. С вопросом о добре и зле тесно связаны все важнейшие вопросы: «Как жить?», «Зачем жить?», «Почему все происходит так, а не иначе?», наконец, «Как устроен мир?». Поэтому, наверное, немного найдется людей, которые бы ни разу не думали об этом.

            А может, не стоит и пытаться ответить на столь глобальный вопрос? Может быть, и без этого вполне можно прожить и не чувствовать себя в чем-то обделенным? Наверное, можно. Но вопрос этот только на первый взгляд кажется не имеющим к реальной жизни особого отношения. Мы сталкиваемся с ним гораздо чаще, чем может показаться. Например, только понимая, что есть добро, а что зло, можно оценивать действительность. Иначе даже бесспорные, общепризнанные и многочисленные факты не имеют ровным счетом никакого значения, так как относиться к одним и тем же фактам можно совершенно по-разному, и выводы из них могут быть прямо противоположными. При этом даже нет никакой основы для спора, для обсуждения, для поиска истины: оппоненты просто не слышат друг друга.

            Например, один человек будет ужасаться тому, что некий правитель уничтожил многие тысячи и даже миллионы своих подданных, а другой скажет, что только так и следовало поступать, чтобы укрепить мощь государства и добиться единства народа. Кто-то будет предупреждать о совершенно реальной опасности некоего научного открытия для человечества и всей планеты, а кто-то упорно будет настаивать на снятии всяких ограничений и запретов, мешающих свободному развитию науки, которая служит Его Величеству Прогрессу. Одни будут требовать закрытия завода, отравляющего людей и природу на многие километры вокруг, а другие будут говорить об огромной пользе продукции этого завода для государства и о неизбежности небольших в масштабе страны жертв. Одни будут считать «западную цивилизацию» светлым будущим всего человечества, а другие — главной угрозой ему. Примеры можно множить и множить.

            То есть любые знания, любая информация, любые факты, любые доказательства без решения рассматриваемого вопроса не имеют никакого смысла. Ведь нам, как это ни покажется кому-то странным, гораздо важнее не сами факты, а то, как мы к ним относимся, и как они в свою очередь относятся к нам.

            Крайне важен вопрос о добре и зле для самооценки человека, для анализа своих поступков, своих склонностей, особенностей своего характера, своих устремлений, своего понимания смысла жизни. Не решив этого вопроса, невозможно избавиться от сомнений, правильно ли я поступаю, можно ли вести себя таким образом, прав ли я в данном вопросе. Невозможно также уберечься от чужих влияний, порой враждебных. Короче говоря, любому человеку крайне важно иметь точку отсчета для отношения к себе и миру, причем желательно, чтобы эта точка отсчета была истинной, а не мнимой, не кажущейся.

            Для разговора о добре и зле многие авторы выбирают форму художественной литературы. В этом есть свои преимущества, но и свои недостатки: нередко читатели совсем не так понимают автора, как бы ему хотелось. Поэтому в данной книге не используются художественные образы, ее скорее можно отнести к публицистике или научно-популярной литературе. Пусть лучше кто-то не согласится с позицией автора, чем эта позиция останется неясной или будет допускать неоднозначное понимание. Пусть лучше кто-то сразу отложит книгу, не предлагающую захватывающего сюжета, красивых, сильных и симпатичных героев, а требующую самостоятельных размышлений и, возможно, неоднократного прочтения. В конце концов, есть и такие читатели, кому близок именно такой стиль изложения, а в наше время, когда зло так сильно и всепроникающе, когда проблема выбора предельно обостряется, «мягкое» иносказание, «ненавязчивое» высказывание своих взглядов, «тонкая» агитация за идеи часто не достигают своих целей, а порой даже приводят к прямо противоположным результатам.

            Совершенно сознательно автор стремился избежать в книге ссылок на какие бы то ни было авторитеты, чтобы сложившиеся стереотипы отношения к различным именам и традициям не мешали читателю самостоятельно размышлять, соглашаться или не соглашаться с мнением автора. Однако в основе книги лежат ключевые принципы древнейшего духовного учения человечества, учения древних ариев, которое считало свободу выбора величайшим даром Бога, дающим нам шанс развить свои потенциальные способности творца, а также главной целью земного существования человека, но призывало при этом каждого из нас в любой ситуации выбирать добро и отрекаться от зла.

 

Мгновенья выбора — великий дар,

возможность с вечностью соприкоснуться.

Но важно тьму от света отличать,

чтоб в этом выборе не обмануться.

 

Считается, что именно это учение дало начало всем существующим сейчас и существовавшим в древности религиям.

            Данная книга, конечно же, не претендует на сколько-нибудь полное раскрытие безграничной темы выбора между добром и злом, анализа всех сторон данного вопроса, всех его частных проявлений, всех его тонкостей. Наверное, книга также не сможет никого переубедить, ведь в конечном счете каждый человек решает главный вопрос своей жизни самостоятельно. Книга не претендует на то, чтобы что-нибудь «неопровержимо доказать» или «окончательно опровергнуть», что в принципе невозможно. Пусть в ней будет говориться о так называемых «прописных» истинах, но в эти «прописи» никому не грех заглянуть лишний раз, к тому же, к сожалению, не все понимают эти «прописи» одинаково. Возможно, книга кого-то заставит задуматься, кому-то поможет окончательно определиться, наконец, кому-то просто даст новые силы жить, что в нашем пораженном злом мире не так-то просто.

            В этой связи вспоминается замечательная мысль Ф. Искандера: «К пятидесяти годам некоторые честные люди начинают нервничать: “А стоило ли?” Хочется взбодрить их криком: ”Держитесь, братцы, уже не так много осталось!”»

            Хотя, конечно же, в подобной поддержке нуждаются и люди всех других возрастов — как еще только выбирающие свой жизненный путь, так и приближающиеся к его концу. Вот в этой поддержке, наверное, и состоит основная цель книги.

 

            Несколько слов о структуре книги. Отдельные ее главы посвящены разным аспектам вопроса о добре и зле, имеющим огромное значение в наше время. Однако не стоит рассматривать каждую из этих глав как законченный и всесторонний анализ заявленной в ее заглавии проблемы. В таком объеме это просто невозможно, да и вообще обозначенные темы поистине неисчерпаемы. Разбиение на главы — это всего лишь попытка хоть какой-то классификации, хоть минимального упорядочивания рассматриваемых положений. Тем не менее, материал книги изложен по возможности систематически, последовательно и предельно сжато. Особенно хотелось бы обратить внимание читателей на вторую главу, содержащую ключевые принципы древнеарийского учения, мало известного в наше время.

 

Читать далее